Новости

Все новости

Трагический тенор эпохи в Градский холл

26.08.2019

Александр Блок не умел петь, о чем очень сожалел. Музыку любил - ходил в оперу и на концерты, ездил слушать цыганский хор, собирал романсы и записывал их в отдельную тетрадку, но не пел.

Однако именно его Ахматова назвала "трагическим тенором эпохи". Не "голосом" - слово уместилось бы в размер строки - а именно тенором, то есть голосом певческим, голосом, передающим музыку. А музыка всю жизнь была для Ахматовой и стимулом к творчеству, и убежищем, и утешением.
Недаром в стихотворении, посвященном Шостаковичу, она напишет:
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной одна в могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

И "трагический тенор эпохи" для Ахматовой - это человек, выражающий суть времени языком творчества.

Александр Вертинский всю жизнь писал стихи и сокрушался, что не такие хорошие, как Блок или Ахматова. И страдал от того что голос у него не такой как у Шаляпина или Собинова.
Петр Лещенко тоже писал стихи, некоторые такие, что лучше бы не писал. И это понятно - бОльшую часть своей жизни он прожил там, где на русском языке говорили далеко не все. Но пел как птица, пел, как дышал, и перестал дышать, когда не смог петь.

Юрий Морфесси родился в Афинах, умер в Париже, и был назван Шаляпиным "Баяном русской песни".

Они были очень разные, эти бродяги и артисты. Их отношения между собой были весьма негладкими, да и жизнь тоже была негладкой. Но общим было одно - их дар. Тот дар , который ведет, а иногда и тащит артиста по жизни, который не переложишь на другие плечи, не передашь. Тот дар, из-за которого, артист всегда в обычном мире в гостях, зато на сцене - дома.
Тот дар, благодаря которому, каждый из них мог сказать: "Гул затих. Я вышел на подмостки..."
И "жизнь прожить - не поле перейти", - это тоже про них.
И про нас.

http://russcult.ru