Новости

Все новости

ОЛЕГ ПОГУДИН. ПЕРВОЕ ИНТЕРВЬЮ 2022

10.01.2022

- Время между Новым годом и Старым Новым годом хорошо подходит для подведения итогов и составления планов на будущее. Чем для Вас оказался знаменателен 2021 год?

-  Если 2020-й был для меня в профессиональном плане крайне важен онлайн-концертами и выпуском трех новых альбомов: «Русское танго», «Je chante» и «Мелодия рассвета», то 2021-й стал годом возвращения на театральную сцену, выпуском «Золотого века», активного сотрудничества со СМИ, продолжения профессионального образования в ГИТИСе.

Начну с «Золотого века». У него довольно сложная не только творческая, но и организационная судьба. Я помню, как 22 декабря 2019 года перед концертом в ГКД раздавались флаеры с названием этой программы. В марте 2020 года на нас обрушилась пандемия, начались переносы, потом по не зависящим от нас обстоятельствам оказалось, что в зале, где должна была пройти премьера, по причине внутренних административных изменений сыграть «Золотой век» невозможно.  И мы очень признательны Государственному Кремлевскому Дворцу, который в этой ситуации предложил провести спектакль на своей сцене. Но надо понимать, что такое режиссерски перенести спектакль из не очень большого театрального зала на огромную сцену, что такое заново нарисовать и напечатать афиши и флаеры, переделать анонсы и так далее.

Пройдя этот сложный период, я понял, что в пандемию самое спокойное и выгодное – не делать вообще ничего. В этом случае ты не страдаешь от отмен и переносов, не нервничаешь, не получаешь потом от, вероятно, прилетевшего с другой планеты зрителя реплику «как жаль, что зал заполнен наполовину» (что было обязательной к выполнению нормой Роспотребнадзора) и тому подобное.

Но артисты – удивительные люди. Им важно их дело и необходима возможность художественного высказывания.

Поэтому, потеряв возможность показать «Золотой век» в 2020-м году, мы не отказались от этой идеи в 2021.

Я очень рад, что этот проект состоялся еще и потому, что во время работы над ним сформировалась восхитительная команда друзей- единомышленников.

Огромная и не только творческая, но и организационная работа была проделана для его осуществления хореографом Дмитрием Антиповым. Те, кто был на премьере, могли заметить, сколько выдающихся мастеров балета пришло посмотреть его работу: в Петербурге это был Николай Цискаридзе, в Москве нам аплодировали Михаил Лавровский и Борис Акимов.

- Про балетные номера в целом и про решение барочной арии «Il mio bel foco» в восторженной рецензии отдельно написала «Московская правда» …

- …и это было очень приятно. Но я продолжу рассказ о нашей команде мечты. Нашему пресс-секретарю Анне Сокольской удалось привлечь к освещению «Золотого века» (и другой нашей премьеры - «Мелодия рассвета») практически все крупные СМИ, что стало громадной пиар-победой, как для всех творческих проектов, так и для меня лично.

 Более того, эти СМИ теперь стали нашими добрыми друзьями. Кроме того, очень радостно, что наши проекты, как мы видим, вызывают отклик у молодых зрителей и молодых журналистов, в них входят молодые артисты. Для культуры очень важна связь поколений, которую мы здесь наблюдаем воочию.

В контексте обсуждения наших отношений со СМИ, я хотел бы поблагодарить и Андрея Малахова, сотрудничество с которым в программе «Привет, Андрей» оказалось и интересным, и полезным.

- Давайте поговорим о театральных премьерах…

Я бы начал со слов «структурные изменения» и «сущностные сдвиги». Начав нашу работу с театрами с «Мелодии рассвета», мы рискнули не только давать концерт-спектакль на театральной сцене, но еще и играть двуязычную синтетическую пьесу. А ваш покорный слуга стал и режиссером, и завлитом, и исполнителем главной роли.

Но говоря о «Мелодии рассвета» необходимо особо поблагодарить и Андрея Иванова, создавшего уникальные аранжировки звучащих там песен, и подарившего греческой музыке стилистические решения русского романса, что, на мой взгляд, является серьезным вкладом в развитие музыкальной культуры в целом.

Мы планировали сыграть премьеру «Мелодии рассвета» в конце 2020 года, что нам опять же не позволили сделать пандемические ограничения, но после того, как премьера состоялась 28 января уже 2021 года заметили, что театральная жизнь этого проекта начитается в год 200-летия греческой независимости, что сразу дало ему дополнительное измерение.

Очень приятно, что наш спектакль привлек внимание столичной грекоязычной интеллигенции, удостоился теплых отзывов господина Генерального Консула Греческой Республики Николаоса Крикоса, а книжка моих переводов с греческого оказалась замечена многими серьезными переводчиками.  

Радует, что о сущностных сдвигах говорю не только я, но и профессиональные искусствоведы, написавшие, что сущностная новизна «Мелодии рассвета» еще и в том, что это -  не ремейк и не парафраз, а новое, созданное для театра произведение. И то, что  

на примере этого спектакля мы видим, что одним из признаков настоящего искусства являются не технологические новшества и не сложная сценография, а способность произведения выйти за границы собственного контекста. Стать тем, что рассказывает не «О ЧЕМ-ТО» (о жизни бедных студентов в Петербурге, о Греции двадцатых), а «ПРО ЧТО-ТО»: про любовь, жизнь и судьбу.  

Подводя итоги скажу, что в 2021-м году наш концерт-спектакль «Мелодия рассвета» вошел в репертуар сразу двух столичных театров: Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой и санкт-петербургского театра «Приют Комедианта». Кроме этого мы сыграли на сцене мастерской Петра Фоменко концерт-спектакль «Вертинский», трижды показали в Ясной Поляне концерт-спектакль «Эдемский вечер», который я бы очень хотел перенести на столичную сцену, и сейчас мне совершенно ясно, что наш «театральный роман» должен продолжаться.

Для меня было особым счастьем работать на сцене мастерской Петра Фоменко. Помимо того, что это – мой любимый театр, это - абсолютно родная среда: по духу, по отношению к поэтическому слову, которому в этом театре уделяется огромное внимание, по отношению к русскому романсу, который нередко и так прекрасно звучит в его спектаклях.

В этом году будет 35 лет, как я работаю с песнями и творческим наследием Александра Вертинского, и то, что обновленный вариант программы «Вертинский» был показан именно на этой сцене, -  для меня личный подарок. А если вернуться к прессе, то заголовок одной из рецензий на этот спектакль «Тот самый Вертинский» - тоже драгоценный подарок.

Хотелось бы отметить вот еще что: 2021 год подарил нам бесценное творческое знакомство, мы провели фотосессию с фотохудожником Еленой Мартынюк, которая победно связана и с театром, и с Булгаковым. Работа в Булгаковском доме в Москве, в помещении, практически за стеной которого была написана «Белая гвардия», - одно из сильнейших впечатлений года.

Я очень надеюсь, что наше театральное делание продолжится и мы будем привлекать к нему артистов, художников, костюмеров и других обитателей этого прекрасного мира.

Да и учеба в ГИТИСе – ведущем театральном вузе страны –которую тоже подарил прошедший год – дает новые основания для более тесного взаимодействия с театральным миром. И мне бы очень   хотелось, продолжить там учебу   и вообще укрепить контакты с этим прекрасным вузом и в 2022 году.

- И самое время поговорить о грядущей большой премьере…

- Да. Мы начинаем работу над завершающей частью нашей трилогии. Она будет называться "Ар-деко».

Канал «Культура» недавно в очередной раз показал нашу программу «За столом семи морей» и когда я ее пересматривал, то думал о том, что с нее и начиналась история концертов-спектаклей, список которых потом пополнился «Трагическим тенором эпохи», «Серебряным веком», «Золотым веком», «Эдемским вечером», «Царскосельскими лебедями», «Мелодией рассвета».

Хочется вспомнить «Трагического тенора эпохи» отдельно. Мы показывали этот спектакль в ГКД, потом на сцене ММДМ и, наконец, в сентябре 2019 года на сцене театра под руководством А.Б.Градского, удостоившись его серьезной похвалы. И, конечно, многие решения, вошедшие в последовавшие концерты-спектакли, как раз оттуда.  

Хотя в 2018 году после «Серебряного века» я планировал, что «Ар-деко» будет следующим проектом – ведь это тот период, который хронологически следует за Belle Époque, но у искусства своя логика, и стало ясно, что в текущих обстоятельствах после Серебряного века на сцену должен выйти Век Золотой. Это – художественный период, реализовавший себя полностью, эпоха, в которую был создан язык, на котором мы все говорим. И трудности, и ограничения 2020-2021 подтвердили исключительную правильность этого решения. Потому что Пушкин, Лермонтов, Глинка, Чайковский – это то, на что можно опираться в самые трудные времена. Там есть все: размах большой темы, судьба Отечества, любовь, самые тонкие душевные движения, смелость, новизна, верность традиции, вообще - всё.

Теперь же мы начинаем работу над завершающей частью этого проекта и будем на языке искусства говорить о последнем большом стиле в культуре. Стиле всем известном и в общем-то еще не до конца изученном. Ярком, декоративном и просто по времени своего бытования в искусстве бесконечно трагическом, ведь это – период между двумя Мировыми войнами.

Эпохи в искусстве не заканчиваются в один день и мне кажется, не будет большой натяжкой сказать, что пастернаковский «Гамлет», написанный в 1946 году, как бы подводит итог этого периода. «Жизнь прожить - не поле перейти». Но эти мои серьезные размышления вовсе не означают, что в программе все будет трагично-серьезно. Будет много прекрасной, в том числе и всеми любимой танцевальной музыки, будет интересная сценография, будет много света и цвета, много чего будет…

- Вы уже знаете, где пройдет премьера?

- Вообще-то у меня не было сомнений, что ее надо делать в ГКД, ведь все свои большие проекты мы презентовали там. И было очень приятно, что сразу же после премьеры «Золотого века» руководство дворца, вдохновленное успехом, как они написали в соцсетях, этой «роскошной программы», предложило продолжить наше сотрудничество. Два прошедших года научили меня говорить о таких вещах в сослагательном наклонении, поэтому скажу так: очень хочется, чтобы реализации наших планов ничто не помешало.

- А команда останется прежней? 

- Этот период не требует оперного вокала и, возможно, в «Ар-деко» появятся другие героини. На Дмитрия Антипова несомненно ляжет ответственность за всю хореографическую часть. С нами остается и Данил Можаев, и мы продолжим наши поэтические диалоги.

В целом, работа над «Золотым веком» показала, что у нас уже сложилась труппа, возник театр во всех смыслах этого слова,

что все члены нашего коллектива обладают не только массой знаний, умений и навыков, но и качеством, бесценным для творческого человека – мужеством.

Мужеством работать, не искать легких путей, идти к поставленной

цели даже в крайне сложных обстоятельствах.

Прошедший год показал, что мы можем на нехудожественные вызовы отвечать решением художественных задач. Это очень важно. Так что… гляжу вперед я без боязни.

- Вопрос, который очень часто задают наши зрители: планируется ли показ «Золотого Века» в регионах?

А это, к сожалению, зависит не от нас, а от пандемической ситуации. Да и от регионов тоже…

- В 2020-м году первый раз в продаже появился календарь с Вашими фотографиями, в 2021 – второй, причем уже в нескольких вариантах. Потом в продолжении традиции на ИФЗ была создана кофейная чашка «Золотой век». А будет ли еще какой-нибудь новый мерч? 

- Будет. Чашечка прекрасна и изящна, но мне

кажется, что вместе с такими дорогими элитными сувенирами надо

предлагать зрителям и вещи более доступные, чтобы каждый мог унести с концерта и что-то более материальное, чем только воспоминания. И уже на январских концертах можно будет увидеть кое-что новое.

На фото Игоря Захаркина фрагмент концерта–спектакля «Золотой век». Бенедетто Марчелло (1686-1739). Il mio bel foco.

Цитирование материалов должно сопровождаться активной гиперссылкой на официальный сайт pogudin.ru.  ©